Кормление по требованию ребенка. Что это такое?

Часто можно слышать от кормящей мамы: «Я кормлю по требованию, мой малыш требует грудь каждые 3,5 часа». Или: "Я всегда кормила по требованию. В год у нас было уже 1 кормление вечером, и мой ребенок спокойно отказался от груди».

Прежде чем говорить о требовании ребенка надо выяснить, что имеется в виду у современных женщин, когда они говорят - «я кормлю грудью». Современные мамы считают прикладывание к груди необходимым для кормления ребенка. Именно для кормления. Грудное молоко - еда, мама поставляет ребенку питательные вещества, необходимые для роста и развития. Когда ребенок сосет грудь, он ест. В грудное вскармливание вкладывается смысл только как в процесс поставки белков, жиров, углеводов витаминов и микроэлементов.

Ребенок во время сосания, с материнским молоком получает необходимые ему питательные вещества. Это безусловная истина. Есть еще одна безусловная истина, которой в современном обществе не придается никакого значения, она не учитывается и не рассматривается. Сосание для ребенка - это общение с матерью.

Надо разобраться, а как ребенок понимает кормление по требованию? Может ли он вообще что-нибудь понимать? Есть ли для него разница, как его кормят, по 15-20 минут через 3,5 часа или как-то по-другому?

Кормление по требованию новорожденного ребенка означает прикладывание его к груди на каждый писк или поисковые движения. Писк и поисковые движения у новорожденных даже уже вторых - третьих суток жизни начинают проявляться гораздо чаще, чем через 3,5 или 2,5 часа. Потребность в прикладываниях быстро увеличивается и к 10-12 дню жизни потребность приложиться у ребенка может возникать 15-16 и больше раз в сутки. Прикладывания различны по продолжительности. Малыш может заснуть и спать, посасывая в течение, например, 1,5-2 часов. Может отпустить грудь через 1-2 минуты. И тут же попросить ее снова. Зачем же ребенку такие частые контакты с маминой грудью?

Находясь в животе у матери, в спокойной, привычной обстановке, слушая шумы маминого организма, находясь в теплом, тесном, замкнутом пространстве, малыш сосал кулачок, пальчики, петли пуповины, глотал околоплодные воды. Учился сосать и глотать. После рождения, испытывая дискомфорт по любому, самому незначительному поводу, малыш пытается от него избавиться. Избавиться от дискомфорта можно, попав в привычные условия комфортного пребывания. Единственное место, где малыш после рождения может почувствовать привычные для него ощущения, находится на руках у матери. Единственное знакомое действие - сосание. Единственный знакомый вкус и запах - вкус и запах молока и смазки околососкового кружка. Молоко и смазка имеют запах и вкус похожие на вкус и запах околоплодных вод. Поэтому, испытывая дискомфорт, малыш пищит, или начинает искать ртом предмет для сосания. В идеальном варианте его тут же прикладывают к груди. Малышу становится тепло, тесно, он слышит стук маминого сердца, дыхание, бурчание в кишечнике, он сосет и ощущает знакомый вкус и запах. Если такое действие случается постоянно, малыш обретает уверенность, что бы ни произошло, он решит у мамы все свои проблемы. Место утешения теперь находится под грудью, а сосать можно грудь.

Весь этот процесс оправдан с биологической точки зрения. Новорожденный ребенок не ощущает чувство голода, это чувство у него не сформировано. Оно начнет формироваться примерно с двухмесячного возраста. Как же накормить существо, которое не испытывает голода?! Как побудить его совершать какие-то действия для получения пищи? Это можно сделать, только за счет каких-то других стимулов. Этим стимулом для новорожденного является постоянный телесный дискомфорт, благодаря которому он все время хочет сосать! Самое интенсивное, частое и продолжительное сосание у младенцев наблюдается в первые два, три месяца жизни. Именно в эти первые месяцы происходит основная прибавка в весе младенца.

Как же выглядит кормление малыша по требованию в возрасте один месяц?

Малыш засыпает с грудью во рту, какое-то время спит посасывая. Заснув глубоко, отпускает грудь. Проспав некоторое время, он просыпается, и прикладывается при пробуждении. После сна он может некоторое время бодрствовать, например, час - полтора. Во время бодрствования он может ощутить 2-3 раза дискомфорт, например, от вполне естественного желания пописать, и призвав маму на помощь, приложившись на пару минут, сделает свои делишки. Потом он захочет спать , ощутит дискомфорт и, приложившись к груди, опять уснет посасывая. Через какое-то время он проснется и приложится опять. Потом снова немножко «погуляет». И через какое-то время опять уснет у груди. Дневные сны месячного ребенка, кормящегося по требованию, различны по продолжительности и по количеству. Снов может быть 4-6 в течение дня, и продолжаться они могут от 5-15 минут до 2-2,5 иногда 3х часов. «Вокруг» каждого сна малыш прикладывается к груди, и прикладывается между снами несколько раз. На ночь ребенок засыпает у груди. Обычно в под утренние часы начинает возится и прикладываться. Под утро он почти никогда полностью не просыпается. Малыш спит, время от времени посасывая мамину грудь. Просыпаясь утром, малыш опять прикладывается к груди. Если посчитать все случившиеся прикладывания у малыша месячного возраста, то получается примерно 16-20 прикладываний. Так ведет себя новорожденный человеческий детеныш, если ему дается возможность вести себя в соответствии с физиологическими и психологическими потребностями, заложенными, кстати сказать, генетически. Ребенок первых месяцев жизни не отделяет свою личность от личности матери и от ее груди. Мама и ее грудь, и все что с ними связано, являются вселенной малыша и им самим.

В большинстве случаев, современная женщина, боясь «приучить ребенка к рукам» стремиться ограничивать его просьбы в сосании. На помощь в этом деле ей приходят пустышка и бутылочка с чайком или водичкой. Их тоже можно сосать. Потребность в сосании вроде бы удовлетворена. Но только не удовлетворена потребность в общении с матерью во время сосания, разрушена своеобразная цепочка взаимопомощи и сотрудничества между мамой и малышом, нарушается формирование материнской привязанности и сосредоточенности. Заметна ли для читателя разница в двух действиях: малыш заплакал, мама взяла его, приложила к груди и начала покачивать или дала ему пустышку и начала покачивать коляску, пусть даже и со словами «Ну что ты плачешь, мое солнышко?»

Современная женщина, дающая пустышку и качающая коляску, не является плохим человеком, сознательно причиняющим вред младенцу. Она просто находится в плену предрассудков, касающихся отношений между матерью и малышом. Она не знает, как вести себя правильно, не знает, что нужно делать в соответствии с природными потребностями ребенка. Если ей рассказать, что ребенку нужно на самом деле, она в ужасе воскликнет: «Это что же, с рук его не спускать?!» Действительно, ребенка первых месяцев жизни необходимо не спускать с рук. Для женщины, не умеющей удобно носить ребенка, и не умеющей кормить его в различных позах (сидя, лежа, стоя и даже двигаясь) это может оказаться очень трудно. Особенно, если она не уверенна в правильности своих действий.

Действие, которое должно стать автоматическим для мамы новорожденного: при плаче ребенка или другом выражении беспокойства – приложить малыша груди.

Малыш растет. У него начинает формироваться довольно устойчивый ритм дневных снов и малыш 3-4 месяцев ведет себя уже совсем не так, как новорожденный. Кормления по требованию в этом возрасте выглядят примерно так:
  • В три месяца у малыша 10-12 кормлений в течение дня и 2-4 ночью. Остаются частые прикладывания на непродолжительное время, но их число сокращается. Может появиться длительный ночной перерыв в кормлениях, примерно 5 часов, но это бывает очень редко. Гораздо чаще ночной перерыв составляет 2,5-3,5 часа. К этому возрасту тело младенца заметно округляется.
  • В четыре месяца малыш начинает заметно реже прикладываться к груди. Основные кормления связаны со сном: ребенок сосет перед сном, во время пробуждения и во время сна, как дневного, так и ночного. В связи с этим у него появляется довольно точный режим кормлений.
  • В пять месяцев у малыша бывает 8-10 дневных кормлений и 2-3 ночных, прикладывания также как и на четвертом месяце жизни, организуются около снов – малыш ест, укладываясь спать и во время пробуждения.
  • В шесть месяцев изменяется режим кормлений. Наиболее активное сосание смещается на последние 2-3 часа перед пробуждением после ночного сна. Период дневного бодрствования можно условно разделить на два периода: утренний, когда насосавшийся за ночь малыш редко прикладывается к груди, и вечер, когда прикладывания становятся очень частыми. В общей сложности может быть 7-10 дневных кормлений и 3-4 ночных. В этом возрасте у малыша начинается период знакомства с новой пищей – педагогический прикорм. Появляются прикладывания, связанные с введением прикорма, малыш "запивает" маминым молочком пробы новой пищи. Когда ребенку, кормящемуся по требованию, начинают вводить прикорм, никогда не имеется в виду замещение кормлений прикормами. Это невозможно практически, т.к. основные кормления у малыша связаны со сном, а мамины завтраки, обеды и ужины, во время которых малыш знакомится с новой пищей, располагаются между снами малыша, во время его бодрствования.
  • В семь месяцев частота прикладываний примерно такая же.
  • В восемь месяцев меняется режим кормлений. Поскольку малыш проявляет высокую двигательную активность и очень занят освоением окружающего пространства, в дневное время он забывает приложиться к груди. В связи с этим число дневных кормлений может сократиться до 6-8 раз. Сокращение дневных кормлений малыш компенсирует за счет увеличения частоты и продолжительности ночных кормлений до 6 раз.
  • В девять-десять месяцев учащаются прикладывания к груди. В дневное время это 4-6 полноценных кормлений и примерно столько же прикладываний по разным поводам. У малыша появляются новые поводы для прикладывания. Если во время активных действий по освоению мира малыш набивает шишку или пугается, он успокаивается с маминой грудью. Могут быть ситуации, когда утешить малыша можно присев рядом с ним, и обняв. В ночное время сохраняется 4-6 кормлений, более активно малыш начинает сосать грудь под утро в период между 3 и 8 часами.
  • В одиннадцать месяцев у малыша уже может быть 2-3 полноценных прикорма. Приобщение к пище взрослых в сознании ребенка не связано с грудным вскармливанием: прикладывания к материнской груди это нечто иное, чем стремление насытиться понравившимся продуктом. Как правило, после того, как малыш поел, он испытывает необходимость приложиться к груди. Число дневных кормлений сохраняется у ребенка прежним, но увеличивается число кратковременных прикладываний. Сохраняются активные подутренние кормления между 4 и 8 часами утра.
  • В десять-двенадцать месяцев малыш, если он уже ходит, иногда может прикладываться к груди каждый раз, когда подходит к маме, т.е. примерно каждые 15-30 минут. Сохраняются прикладывания вокруг снов и ночное сосание. Поэтому, если мама говорит, что в год ребенок сосет один-два раза в сутки, это значит, что кормления по требованию ребенка там нет. Там есть введенные со стороны мамы ограничения, с которыми малыш смирился. Он относится к сосанию груди, как к еде, для засыпания или успокоения сосет пустышку или пальчик, или засыпает просто так, ничем не успокаиваясь.
  • В двенадцать месяцев малыш прикладывается примерно также.
  • В возрасте полутора лет может оставаться уже один дневной сон, поэтому прикладываний, связанных со сном становится меньше. Сохраняется под утреннее сосание. Малыш очень свободно обращается с маминой грудью. Иногда бывает, что он подходит пососать просто из удовольствия. Например, так это делает сын моей подруги: подходит, лезет на колени, заглядывает маме в лицо, улыбается, начинает копошиться в рубашке, получает грудь, улыбается груди, присасывается секунд на 30 и уходит.
Что касается числа кормлений в сутки при кормлении ребенка по требованию, то их число практически никогда не бывает меньше 12. У новорожденного прикладываний 12 и больше, в основном они все связаны со снами. А у ребенка, скажем 1,5-2 лет прикладываний может быть тоже примерно 12, только со сном связано 3-4, а остальные – кратковременные прикладывания по разным поводам.

Предлагаю всем мамам, читающим этот текст, – не считайте прикладывания, не замечайте их длительности. Прикладывайте ребенка, так часто, как он просит.

У мам, не представляющих грудное вскармливания без оглядки на часы, может создасться впечатление, что при кормлении по требованию мама ничем не может заниматься, а только кормит ребенка. Это не так. У мамы после рождения грудного малыша начинается другая жизнь, она называется жизнь с грудным ребенком. Вот и все. Ребенок находится при маме, а не мама при ребенке! Почувствуйте разницу :)! Надо уметь организовать свой быт по-другому, в первые месяцы, конечно же, очень нужна помощь близких. В традиции всех народов был обычай первые 40 дней после родов отстранять женщину от любых работ по дому и хозяйству, она занималась только ребенком. У некоторых народов предметы, к которым прикасалась мама новорожденного, считались «нечистыми», поэтому маму предпочитали ограждать от остального хозяйства, выделяя ей отдельный «угол» дома, где ей никто не мешал и она никому не мешала. У славян такой ограничительный обычай назывался шестинеделькой. К 1,5-2 месяцам начинает формироваться ритм дневных снов, и у малыша появляется некое подобие «режима», мама становится более свободной.

Для мамы, не представляющей кормлений без оглядки на часы, и уверенной в том, что «правильный» ребенок, это ребенок все время тихонько лежащий в своей кроватке, кормление по требованию окажется сплошной нервотрепкой. На много легче такой маме станет, если она перестанет смотреть на часы и привяжет к себе младенца большим платком или воспользуется лоскутным держателем. Ей станет легче в том случае, если она перестанет бегать между детской и кухней, а возьмет малыша с собой на кухню и будет носить его вместе с собой по дому, занимаясь хозяйством, в коробке, люльке, специальном креслице, если будет стараться не отложить его почаще, а взять на руки при первой возможности, откладывая малыша только в случае крайней необходимости и не на долго.

Грудное вскармливание не равносильно домашнему аресту. В условиях современного общества можно организовать выход кормящей мамы на работу примерно с 6-ти месячного возраста малыша. В случае крайней необходимости можно начать работать с 4х месячного возраста, но, конечно же, не каждый день в неделю и не полный рабочий день. Помочь маме организовать выход на работу входит в обязанности консультанта по грудному вскармливанию.

Иногда, консультируя мам по вопросам грудного вскармливания, я предлагаю им забыть на секундочку, что живут они в 21 уже веке. Предлагаю вернуться, например, в пещеру и спрашиваю, что они будут делать, если ребенок ночью проснулся, как его успокоить? Если вы идете через лес и стараетесь не привлекать к себе внимание хищников, как сделать, что бы малыш молчал? Если ребенок хочет пить, что вы ему дадите? К чему привык младенец, за тысячи лет своего существования? К тому, что он спит на маме, пока она бредет по лесу с палкой- копалкой в поисках корешков, и просыпается тогда, когда мама останавливается. Раз мама остановилась, значит, есть время проснуться и пососать. Поэтому и сейчас ребенок хорошо спит, привязанный к маме лоскутным держателем, просыпается, когда мама, сделав несколько дел по дому, садится в кресло, что бы заняться малышом.

Какая-нибудь мама, прочитав про пещеру, разобидится, скажет, что она цивилизованное существо. Но подумайте, пожалуйста. Человечка, материнскую грудь и материнское молоко создавала эволюция в течение миллионов лет. Они созданы друг для друга. Детское питание создал прогресс и совсем недавно. Навыки материнства и грудного вскармливания утрачены нашим обществом тоже совсем недавно. Человек к искусственному вскармливанию и пустышке не приспособлен физиологически. Материнская грудь не будет образовывать достаточные количества молока при 6-7 прикладываниях младенца в сутки. Природа не знала, создавая человека, как млекопитающее существо, что наступит время, когда потребность в прикладываниях к груди будет удовлетворяться за счет каких-то пустышек и сосок.

Изменения, происходящие при формировании личности ребенка, не имевшего полноценного контакта с матерью в процессе длительного грудного вскармливания, отмечаются современными исследованиями психологов и социологов. Это изменения со знаком минус. Лучше бы их не было, этих изменений.

Грудное вскармливание важно не только для ребенка, оно важно и для матери. Во время кормления ребенка по требованию, изменяются чувства женщины, формируется более устойчивая привязанность к малышу, женщина становится более чуткой к нуждам малыша. Более глубокая привязанность и понимание сохраняются не только в младенчестве. Они сохраняются на всю жизнь. Для наглядности, представьте, что происходит с чувствами женщины, если она пытается «выдерживать» ребенка, терпит его плачь, беспокойство. Что становится с женщиной, если она использует рекомендацию из одной очень популярной книжки для родителей: «Подойдите к ребенку, если он плачет больше 15 минут?»


Автор: Лилия Казакова, педиатр, консультант по грудному вскармливанию Московской общественной группы поддержки грудного вскармливания «Матери за грудное вскармливание». (Статья для журнала «Лиза)

Читайте также:

Распространенные заблуждения о кормлении грудью

Помимо незнания, неумения и неверия в свои силы плохую службу могут сослужить распространенные предубеждения, по-прежнему бытующие среди мам.

Читать

О вреде пустышки и бутылочки с соской

Если у Вас эти предметы есть, постарайтесь от них избавиться. Если их пока нет - не приобретайте. Речь идет о пустышке и бутылочке с соской.

Читать

Предрассудки, связанные с грудным вскармливанием

Предрассудки, связанные кормлением грудью так распространены, что во многих книгах и журналах именно действия, основанные на предрассудках, описываются, как правильные и необходимые.

Читать

Основные правила успешного грудного вскармливания

Человек как вид выделился несколько сотен тысяч лет назад. Столько же существует грудное вскармливание, как процесс выкармливания человеческих детенышей.

Читать

Первые недели кормления: памятка для матерей

аспекты наблюдения важные для здоровья и безопасности новорожденного ребенка и организации начального периода кормления

Читать

Правильное прикладывание ребенка к груди

Только при правильном прикладывании ребенок стимулирует грудь на достаточную выработку молока.

Читать

Путешествие в мир прикладывания к груди

Эта статья была написана не столько для рядовой читательницы, сколько для консультантов Ла Лече Лиги по грудному вскармливанию, которые помогают кормить другим матерям.

Читать

Как увеличить количество молока?

По оценкам специалистов только у 3% женщин подозревавших у себя проблемы с лактацией, наблюдается действительный недостаток молока.

Читать
Добавить комментарий
irishka_bek
Ирина  14 март 2014  
Все ничего, кормимся по требованию и т.д., но до 3 месяцев кишечная система все еще формируется (отсюда колики и т.п.), а у нас другая проблема - переедание. "Висит" на груди сколько ей вздумается, а потом рыгает, весь дом уже в молоке и блювотине, извиняюсь за выражение. При чем, не просто излишки срыгивает, а уже переваренную еду, через час полтора после кормления. И вот как давать ей грудь по любому требованию?


Like